ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЕ.
Приказ от 14.05.2003.№553
Об утверждении положения о службе
Практической психологии
в системе образования города
Москвы
Служба практической
психологии в системе Департамента
образования города Москвы призвана
обеспечивать сохранение, укрепление
здоровья детей и профилактику
нарушений психического здоровья
детей и профилактику здоровья
обучающихся. Содействовать здоровью
обучающихся, содействовать развитию
личности детей. В процессе их
воспитания и обучения.
Работа службы включает в
себя психологическую помощь детям,
их семьям, всем участникам и
субъектам
воспитательно-образовательного
процесса.
В своей деятельности служба
руководствуется международными
актами в области защиты прав детей.
Законом Российской Федерации». Об
образовании», федеральным
законодательством и
законодательством города Москвы,
нормативными правовыми актами
Министерства образования РФ,
утвержденного приказом Министерства
образования РФ от 22.10.1999 г.
№636, положениями и уставами,
регулирующими деятельность
соответствующих звеньев службы.
Деятельность службы
осуществляется во взаимодействии с
администрацией, педагогами и другими
работниками образовательных
учреждений, представителями всех
субъектов, связанных с обеспечением
развития, воспитания, образования,
социализации и здоровья детей.
Взаимодействие осуществляется на
основе принципов сотрудничества и
взаимодополняемости.
Деятельность Службы
осуществляется в тесном контакте с
родителями (законными
представителями) детей, обучающихся
и воспитывающихся в соответствующем
образовательном учреждении.
Проведение любых видов работы без
согласия родителей
несовершеннолетних не допускается.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ
ЦЕЛЬ Службы - обеспечение
полноценного психического и
личностного развития детей, в
соответствии с индивидуальными
возможностями и особенностями.
Основные задачи
психологической службы образования:
- неотложная психологическая помощь
несовершеннолетних и их семьям;
- консультативно-диагностическая,
коррекционная,
психопрофилактическая,
реабилитационная помощь в условиях
образовательного учреждения;
- социально-психологическая помощь.
Содействие в профессиональной
ориентации детей и молодежи;
-социально-психологическая,
психолого-педагогическая помощь в
решении вопросов опеки и участия в
воспитании несовершеннолетних;
-консультации по правовым вопросам и
другие виды юридической помощи по
вопросам, связанным с охраной
психического здоровья детей;
-составление заключений и
рекомендаций по обучению, воспитанию
детей;
психологическая помощь детям и их
семьям при стихийных бедствиях,
катастрофах и экстремальных
ситуациях;
-иные меры, необходимые для
психолого-педагогического и
медико-социального сопровождения
развития личности детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЛУЖБЫ
Основными направления ми
деятельности службы являются
психологическая профилактика,
психологическое просвещение,
психодиагностика, развивающая и
психокоррекционная работа,
психологическое консультирование,
психологическая реабилитация.
Психологическая
профилактика предусматривает
деятельность:
- разработке, апробации и
внедрению развивающих программ для
детей разных возрастов с учетом
задач каждого возрастного этапа;
- контролю за соблюдение
психогигиенических условий обучения
и развития детей в образовательных
учреждениях и семье, обеспечением
гармоничного, психического развития
и формирования личности детей на
каждом этапе их развития;
элиминированием неблагоприятных
психологических факторов в
образовательной среде, семье;
-обеспечению условий оптимального
перехода детей на следующую
возрастную ступень, предупреждение
возможных осложнений в психическом
развитии и становлении личности
детей и подростков в процессе
непрерывной социализации;
- подготовке детей и подростков к
сознанию тех сфер жизни, в которых
они хотели бы реализовать свои
способности и знания;
- своевременному предупреждению
возможных нарушений
психосоматического и психического
здоровья детей.
Психологическое просвещение
предусматривает деятельность :
-, получение своевременной
информации об
индивидуально-психологических
особенностях детей и подростков,
динамике процесса развития,
необходимой для оказания
психологической помощи детям. Их
родителям педагогам;
-выявлению возможностей. интересов,
способностей и склонностей детей для
обеспечения наиболее полного
личностного и профессионального
самоопределения;
-определению причин нарушений в
обучении, поведении и развитии
несовершеннолетних.
Развивающая и психокоррекционная
работа предусматривает деятельность
по:
-активному взаимодействию психолога
с детьми и взрослыми,
обеспечивающему психическое развитие
и становление личности детей,
реализации возрастных и
индивидуальных возможностей развития
детей.
-участию в разработке, апробации и
внедрении комплексных
психолого-медико-педагогических
развивающих и коррекционных
программ;
-реализации комплекса индивидуальных
ориентированных мер по ослаблению,
снижению или устранению отклонений
физическом, психическом,
нравственном развитии
несовершеннолетним.
Психологическое
консультирование предусматривает
деятельность по :
- консультированию администрации
образовательного учреждению по
вопросам управления педагогическим
коллективом, администрации и
педагогов, по вопросам развития,
обучения и воспитания и образования
детей.
- консультированию родителей и
членов семей детей по вопросам
воспитания, семейных и межличностных
взаимодействий;
-консультированию представителей
других служб и государственных
органов, обращающихся в
образовательное учреждение с
вопросами, связанными с развитии
детей по проблемам возрастных и
индивидуальных особенностей
психического, личностного развития
детей и молодежи. социализации и
социальной адаптации
несовершеннолетних.
Психологическая
реабилитация предусматривает
деятельность по :
- психологическому сопровождению
детей, членов их семей в процессе
консультативной и психокоррекционной
работы с ним;
-конструированию адаптивных моделей
поведения и социальных
взаимодействий, обеспечивающих
наиболее полную социализацию и
интеграцию в общество проблемных
детей и их семей.
В своей профессиональной
деятельности психолог обязан:
-руководствуясь Законом Российской
Федерации «Об образовании»,
федеральным законодательством и
законодательством города Москвы,
международными и российскими
нормативами правовыми актами в
области защиты прав детей,
нормативными правовыми актами в
области защиты прав детей,
нормативными правыми документами
органов управления образованием;
- рассматривать вопросы и принимать
решения строго в границах своей
профессиональной компетенции. Не
брать на себя решение вопросов,
невыполнимых с точки зрения
современного состояния
психологической науки и практики. А
также находящихся в компетенции
представителей других
специальностей;
- использовать в своей работе только
психологические методы. Не применять
методов, требующих медицинской
квалификации (гипноза, медитативных
техник, формокологических средств)
-знать новейшие достижения
психологической науки в целом.
-применять современные обоснованные
методы диагностической. развивающей,
психокоррекционной,
психопрофилактической работы;
-в решении всех вопросов исходить из
интересов ребенка, задач его
полноценного психического развития;
- оказывать психолого-педагогическую
помощь детям работникам образования,
администрации и педагогическим
коллективам учебно-воспитательных
учреждений, родителям, в решении
основных проблем, связанных с
обеспечением полноценного
психического развития детей,
обеспечения индивидуального подхода
к детям;
-хранить профессиональную тайну, не
распространять сведения, полученные
в результате диагностической,
консультативной, и других видов
работ, если ознакомление с ним не
является необходимым для
осуществления педагогического,
консультативной и других видов
работ, если ознакомление с ними не
является необходимым для
осуществления педагогического,
медицинского, социального или
другого аспекта психокоррекционной,
развивающей работы, и может нанести
ущерб ребенку или его окружению;
-вести запись и регистрацию всех
видов работ.
-постоянно повышать свою
профессиональную квалификацию
.
Ответственность педагога-психолога:
-педагог-психолог несет персональную
профессиональную ответственность за
правильность психологического
диагноза, адекватность используемых
диагностических, развивающих,
коррекционных и
психопрофилактических методов и
средств, обоснованность даваемых
рекомендаций;
-педагог-психолог несет
ответственность за оформление и
сохранность протокол обследований.
документации в установленном
порядке;
-педагог-психолог несет персональную
ответственность за сохранение
конфиденциальной информации в
интересах ребенка.
Педагог-психолог имеет право:
- самостоятельно определять
приоритетные направления работы с
учетом конкретных условий
образовательных учреждений и т.п;
- самостоятельно
формулировать конкретные задачи
работы с детьми и взрослыми,
выбирать формы и методы этой работы
с детьми и взрослыми, выбирать формы
и методы этой работы, решать вопрос
об очередности проведения различных
видов работ;
-отказываться от выполнения
возложенных на него обязанностей при
отсутствии необходимых условий для
успешного выполнения
профессиональных обязанностей;
- обмениваться информацией
со специалистами смежных
специальностей и представителями
других ведомств в интересах ребенка.
-педагог-психолог имеет
право на льготы. предусмотренные для
работников учреждений образования в
соответствии с законодательством РФ.
Гарантии и льготы специалистам
Службы, работающим в образовательных
учреждениях для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и
медико-социальной помощи.
Приравниваются к гарантиям и льготам
специалистов, занятых в работе
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений.
Правовой статус педагога-психолога:
На должности педагога-психолога
могут работать специалисты с базовым
психологическим образованием, а
также лица, имеющие высшее
образование и прошедшие специальную
переподготовку в области детской
практической психологии,
психологической службы образования в
объеме не менее 1200 ч на
факультетах и курсах переподготовки
кадров. Программы обучения,
переподготовки и повышения
квалификации проходят
профессиональную экспертизу в
Экспертном совете по подготовке
практических психологов образования
при Министерстве образования
Российской Федерации и утверждается
Управлением высших учебных заведений
упомянутого министерства.
Должности практических психологов
устанавливаются на основе ЕТС (9-14
разряды) : не менее одного психолога
в каждом образовательном учреждении,
включая районные, городские,
областные, региональные центры
психологической службы образования,
являющиеся сетевыми учреждениями
образования Российской Федерации. В
образовательных учреждениях, имеющих
более 500 воспитанников, количество
ставок увеличивается…..
НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЕТСКОГО
ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Пакет документации
практического психолога детского
психолога дошкольного учреждения
подразделяется на несколько типов:
нормативную, специальную,
организационно-методическую.
Нормативная документация-это тип
документации, представляющий собой
совокупность документов,
определяющих стандарты и нормативы
профессиональной деятельности
психолога в системе образования.
В перечень нормативной документации
входят:
Закон Российской Федерации
об образовании.
Конвенция ООН о правах ребенка.
Положение о психологической службе в
системе образования.
Положение о практическом психологе.
Квалификационная характеристика
практического психолога образования
(должностная инструкция и стандарт
специалиста).
Положение об аттестации психолога
образования с соответствующим
приложением.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Специальная документация- это особый
вид документации практического
психолога, обеспечивающий
содержательную и процессуальную
стороны его профессиональной
деятельности.
В специальную документацию входят:
Психологическое заключение.
Коррекционная карта.
Протоколы диагностических
обследований, коррекционных занятий.
. бесед, интервью и т.д.
Из вышеперечисленной документации
три вида являются закрытыми:
заключения. Коррекционные карты и
протоколы.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ
ДОКУМЕНТАЦИЯ.
Целью
организационно-методической
документации является организация.
планирование и методическое
обеспечение профессиональной
деятельности практического
психолога.
В организационно-методическую
документацию входят:
График работы практического
психолога в дошкольном учреждении.
Годовой план работы роботы
практического психолога (стратегия
профессиональной деятельности)
Дифференцированный план работы
практического психолога на месяц
(программа профессиональной
деятельности)
Журнал и бланки психологических
запросов, отчет практического
психолога о проделанной работе (по
итогам за год). |