:
В рисунках на тему «В школе»
представляет интерес взаимное
расположение фигур сверстников и
автора рисунка. Дети с истерическими
чертами характера вне зависимости от
своего реально го положения рисуют
себя обычно в центре группы. У детей
с невротическими реакциями на
рисунке мало сверстников или они
отсутствуют совсем, что отражает
проблемы взаимопонимания с ними. То
же относится к рисункам на тему «На
улице, во дворе». Все это указывает
на затруднения в приобретении
дружеских, устойчивых контактов и
чрезмерную опеку в семье.
Наиболее информативным считается
рисунок на тему «Семья». Дается
инструкция нарисовать всех, с кем
живет ребенок. При анализе рисунка
следует учитывать не только умение
объективно отразить семейную
ситуацию, но и установку на ее
изменение в благоприятную для
ребенка сторону. Также имеет
значение по рядок и близость
расположения фигур, и особенно место
самого ребенка: между родителями или
рядом с одним из них. В последнем
случае это говорит о более
выраженной привязанности к одному из
родителей. Заслуживают внимания и
размеры фигур, соотносимые с их
ролью и авторитетом для ребенка.
Наконец, цветовая гамма, общая с
одним из взрослых, в частности одна
и та же окраска туловища, указывает
на большую степень отождествления с
ним по признаку пола.
Тема «Что мне снится страшное или
чего я боюсь днем» дает возможность
отобразить наиболее яркий страх.
Какой именно страх, учитель не
поясняет, и каждый из детей должен
сам выбрать его. Не является
обязательным и сам рисунок, тем
более, если страхи отрицаются
вообще. Если же рисунок сделан, то,
значит, ребенок смог преодолеть
барьер страха в своем сознании и
отразить волевым, целенаправленным
усилием то, о чем он старается не
думать.
Графическое изображение страха не
приводит к его усилению, а наоборот,
снижает напряжение от тревожного
ожидания его реализации. В рисунках
страх уже во многом реализован, как
нечто уже происшедшее, фактически
случившееся; остается меньше не
досказанного, неясного,
неопределенного. Вместе все это
снимает аффективно-травмирующее
звучание страха в психике ребенка.
Существенно и то, что задание дает
учитель, которому ребенок доверяет,
да и само рисование происходит в
жизнерадостной атмосфере общения со
сверстниками, обеспечивая незримую
поддержку с их стороны, уже не
говоря об одобрении самого учителя.
Тема «Самое плохое или самое
хорошее» дает ребенку возможность
выбора событий, происходивших с
детьми. Большинство предпочитают
отображать в рисунке хорошие,
радостные эпизоды из своей жизни.
Тем не менее почти в каждом классе
находятся дети, рисующие неприятные
события, что может послужить основой
для последующей психотерапевтически
ориентированной беседы с ними.
«Кем я хочу стать — заключительный
раздел тематического рисования,
вносящий в него оптимистическую
струю и способствующий повышению
уверенности детей в своих силах.
Следующим этапом рисования может
быть направленное устранение всех
страхов, которым подвержен ребенок.
Для этого нужно выяснить в
индивидуальной беседе, боится ли
ребенок одиночества (остаться один),
нападения (бандитов), заболеть,
умереть, смерти родителей, некоторых
людей, наказания, сказочных
персонажей
(Бабы Яги, Кощея, Бармалея, Змея
Горыныча), опоздать в школу,
темноты, животных (волка, медведя,
собак, насекомых, па уков, змей),
транспорта (машин, поездов,
самолетов), стихии (бури, урагана,
наводнения, землетрясения), высоты,
глубины, тесной комнаты (замкнутого
пространства), воды, огня, пожара,
войны, площадей (открытого
пространства), врачей (кроме
зубных), крови, уколов, боли,
неожиданных (резких) звуков.
Составив список страхов у каждого
ребенка, учитель дает задание
нарисовать их.
Продолжительность этих специально
организованных занятий не превышает
30 мин. На одном занятии рисуется,
как правило, несколько страхов, но
может быть нарисован и один страх.
Ни в коем случае нельзя торопить
ребенка с выполнением задания, так
как мысли о том, как изобразить
страх, подразумевают встречу с ним,
контакт, соприкосновение, что само
по себе уменьшает остроту его
восприятия.
На следующем занятии ребенку
предлагается нарисовать страхи
снова, но так, чтобы сам он выглядел
небоящимся. Учитель говорит: «А
теперь нарисуй, что ты уже не
боишься...» Подобная инструкция
противоположна предыдущей: «Нарисуй,
что ты боишься», когда ребенок
обычно изображает только объект
страха, а не себя. Теперь же он
должен изобразить и себя в активной,
противостоящей страху, позиции.
Подобная установка действует в
качестве косвенного внушения или
дополнительного стимула пре одоления
страха. Опять же необходимо
продумать, как лучше вы полнить
задание, представить себе варианты,
остановиться на од ном из них и
графически воплотить его посредством
достаточно продолжительного волевого
усилия. Все это примеры преодоления
страха, который задается в общих
чертах учителем, но требует
творческого развития и завершения
самим ребенком.
Общее количество занятий варьируется
от 5 до 10 в зависимости от
количества страхов и результатов их
преодоления.
На рисование страхов по контрасту
требуется меньшее число занятий, и в
них участвуют уже не все дети, а
только те, которые подвержены
чувству страха. Остальные в это
время рисуют на свободную тему или
по программе. Через несколько дней
после окончания повторного рисования
страхов проводится индивидуальное
обсуждение рисунков. Снова задается
вопрос: боится теперь ребенок или
нет? Положительный успех
закрепляется одобрением, похвалой.
Школьная тревожность — это
сравнительно мягкая форма про
явления эмоционального
неблагополучия ребенка. Она
выражается в волнении, повышенном
беспокойстве в учебных ситуациях, в
классе, ожидании плохого отношения к
себе, отрицательной оценки со
стороны педагогов, сверстников.
Ребенок постоянно чувствует
собственную неадекватность,
неполноценность, не уверен в
правильности своего поведения, своих
решений. Педагоги и родители обычно
отмечают такие особенности ребенка,
говоря, что он «боится всего»,
«очень раним», «мнителен»,
«повышенно чувствителен», «ко всему
относится слишком серьезно» и т. п.
Однако это, как правило, не вызывает
сильного беспокойства взрослых. А
между тем тревожность, в том числе и
школьная, — это один из
предвестников невроза, и работа по
ее преодолению — это и работа по
психопрофилактике невроза.
Достаточно высокий уровень школьной
тревожности и, кстати, снижение
самооценки вообще характерны для
периода поступления в школу, первых
месяцев учебы. Однако после
адаптационно го периода,
продолжающегося обычно от одного до
трех месяцев, положение меняется:
эмоциональное самочувствие и
самооценка стабилизируются. Именно
после этого можно выделить детей с
подлинной школьной тревожностью.
|