Внимательно
прочитайте расшифровку, прежде чем тестировать ребёнка!
Методика направлена на выявление уровня школьной тревожности у младших и средних
школьников. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
Отвечая на вопрос, ребёнок должен записать его номер и ответ “+”, если согласен
с ним, или “-”, если не согласен.
Вопросы:
- Трудно ли тебе
держаться на одном уровне со всем классом?
- Волнуешься ли
ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь
материал?
- Трудно ли тебе
работать в классе так, как этого хочет учитель?
- Снится ли тебе
временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?
- Случалось ли,
что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
- Часто ли тебе
хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты
не поймешь, что он говорит?
- Сильно ли ты
волнуешься при ответе или выполнении задания?
- Случается ли с
тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать
глупую ошибку?
- Дрожат ли у
тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли твои
одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
- Случается ли,
что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
- Волнует ли
тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
- Стараешься ли
ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не
выбирают?
- Бывает ли
временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли у
тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то,
чего хочешь ты?
- Сильно ли ты
волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
- Трудно ли тебе
получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
- Боишься ли ты
временами, что тебе станет дурно в классе?
- Будут ли твои
одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
- Похож ли ты на
своих одноклассников?
- Выполнив
задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
- Когда ты
работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
- Снится ли тебе
иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
- Верно ли, что
большинство ребят относится к тебе по-дружески?
- Работаешь ли
ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться
в классе с результатами твоих одноклассников?
- Часто ли ты
мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
- Боишься ли ты
временами вступать в спор?
- Чувствуешь ли
ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что
собирается проверить твою готовность к уроку?
- Когда ты
получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь
выслужиться?
- Хорошо ли ты
себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с
особым вниманием?
- Бывает ли, что
некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
- Как ты
думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с
учебой?
- Похоже ли на
то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
- Часто ли ты
боишься выглядеть нелепо?
- Доволен ли ты
тем, как к тебе относятся учителя?
- Помогает ли
твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
- Волновало ли
тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
- Надеешься ли
ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
- Считаешь ли
ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
- Часто ли ты
задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
- Обладают ли
способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в
классе?
- Злятся ли
некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
- Доволен ли ты
тем, как к тебе относятся одноклассники?
- Хорошо ли ты
себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
- Высмеивают ли
временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
- Думаешь ли ты,
что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
- Если ты не
можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот
расплачешься?
- Когда вечером
ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет
завтра в школе?
- Работая над
трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые
хорошо знал раньше?
- Дрожит ли
слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
- Чувствуешь ли
ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать
классу задание?
- Пугает ли тебя
проверка твоих знаний в школе?
- Когда учитель
говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не
справишься с ним?
- Снилось ли
тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
- Когда учитель
объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его
лучше, чем ты?
- Беспокоишься
ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
- Когда ты
выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
- Дрожит ли слегка твоя рука,
когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с
ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в
ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не
совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно
говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа
вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте.
Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется
общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся
наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
1. Общая
тревожность в школе - 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51,
52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание
социального стресса - 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11
3. Фрустрация
потребности в достижение успеха - 1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41,
43; сумма = 13
4. Страх
самовыражения - 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации
проверки знаний - 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не
соответствовать ожиданиям окружающих - 3,8,13,17.22; сумма = 5
7. Низкая
физиологическая сопротивляемость стрессу - 9,14.18.23,28; сумма = 5
8. Проблемы и
страхи в отношениях с учителями - 2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8
Содержательная характеристика каждого фактора.
Общая тревожность в школе
- общее эмоциональное состояние
ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Переживания
социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого
развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
Фрустрация
потребности в достижении успеха
- неблагоприятный психический фон, не
позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого
результата и т. д.
Страх самовыражения
- негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью
самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх
ситуации проверки знаний
- негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно -
публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх
несоответствовать ожиданиям окружающих
- ориентация на значимость других в
оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок,
даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость
стрессу
- особенности психофизиологической
организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного
характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на
тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями
- общий негативный
эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения
ребенка.
Ключ:
1 - |
7- |
13- |
19- |
25 + |
31 - |
37- |
43 + |
49- |
55- |
2 _ |
8- |
14- |
20 + |
26- |
32- |
38 + |
44 + |
50- |
56- |
3- |
9- |
15- |
21 - |
27- |
33- |
39 + |
45- |
51 - |
57- |
4- |
10- |
16- |
22 + |
28- |
34- |
40- |
46- |
52- |
58- |
5- |
11 + |
17- |
23- |
29- |
35 + |
41 + |
47- |
53- |
|
6- |
12- |
18- |
24 + |
30 + |
36 + |
42 - |
48- |
54- |
|
|