Метод исследования личности с помощью
проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной
связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в
частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде
графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление,
возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением,
заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль заканчивается движением”).
Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в
соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии,
необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так
например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение
в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в
случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить,
заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление,
приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист
бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме
состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.
Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и
временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с
действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство,
расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и
бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением,
планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и
вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели
пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и
депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона
(соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями,
энергией, активностью, конкретностью действия. Помимо общих закономерностей
психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста
используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими
геометрическими элементами и фигурами. По своему характеру тест “Несуществующее
животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или
стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах.
По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования
обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве
батарейного инструмента исследования.
Инструкция: “Придумайте и нарисуйте
НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его
НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием”.
Показатели и интерпретация
ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме
рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги
лучше всего взять белый или
слегка кремовый, неглянцевый.
Пользоваться карандашом средней мягкости;
ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Расположение рисунка ближе к верхнему
краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка,
как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со
стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к
самоутверждению. Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция:
неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность,
незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие
тенденции к самоутверждению.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ
ФИГУРЫ (голова или замещающая ее деталь).
Голова повернута вправо –
устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается,
планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если
даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих
планов, наклонностей.
Голова повернута влево – тенденция к
рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть
замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь
перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к
действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)
Положение “анфас”, т.е. голова
направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали,
соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” –
прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает
ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только
продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость,
гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в
сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая
активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность;
иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно –
зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов,
недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная
(огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного
свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок
зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность). Особое значение
придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается
резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц.
Ресницы – истеро-идно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные
черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также
заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться,
придание этому большого значения. Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом)
размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно,
и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также бывают расположены
дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по
сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой
агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и
самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически –
чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою
сексуальную роль.
НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги,
лапы, иногда – постамент).
Рассматривается основательность этой
части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность,
рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование-суждения, опора на
существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений,
легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность
принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер
соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо
соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими
рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног,
лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в
принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и
положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и
небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы)
или инакомыслие (ближе к патологии).
ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ
ФИГУРЫ. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги,
щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей,
цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой
деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и
неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание
соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места
под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий
(соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.).
Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание
окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане
из павлиньих перьев).
ХВОСТЫ. Выражают отношение к
собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по
тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты
вправо
– отношение к своим действиям и
поведению. Влево
– отношение к своим мыслям, решениям;
к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или
отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх
(уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой,
сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и
т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда
повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда
разветвленные.
КОНТУРЫ ФИГУРЫ. Анализируются по
наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и
затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она
выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение,
“запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены
щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно
пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих,
против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить
принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников,
руководителей; нижний контур
– защита против насмешек, непризнания,
отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения;
боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите
любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”,
расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного.
Справа
– больше в процессе деятельности
(реальной), слева
– больше защита своих мнений,
убеждений, вкусов.
ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается количество
изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать
представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности
или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и
дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место
щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию
дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов
(помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия
энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же
самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит
карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная
с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует
обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне
листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность.
Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким
образом (т.е. к чему привязана тревога).
ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии,
небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга
линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной
оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при
анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность,
оборванность рисунка. Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих,
нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо
белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”,
представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости
(с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное
– представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку,
начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо
четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду
(штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап
на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости,
соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен
(и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках,
притчах и т.п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и
характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью
изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти,
зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных
признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это
отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса. Фигура круга (особенно –
ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности,
замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о
себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки
обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи
вмонтирования механических частей в тело “животного” – постановка животного на
постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове
пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности
животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных
шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие возможности выражены обычно
количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого
начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади,
собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая
деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями,
рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме
построения фигуры из элементов, а не целых заготовок. Название может выражать
рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и
т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским
суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое – рациональность,
конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность,
направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции,
знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”,
“лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к
окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в
основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.)
– при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим.
Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, лю-лю”,
“кускус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена
обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и
т.п.).
|