Теперь кругозор ребенка расширяется не
только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые
доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ.
Уделяйте достаточно времени
познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную,
но и познавательную литературу.
Благодаря вашим рассказам, просмотру
познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира "здесь и
сейчас". Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору
или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и
людях, которые в них живут и т.п. Дети также с удовольствием слушают истории из
жизни родителей или других людей.
Четырехлетний ребенок часто задает
вопрос: "Почему?". Ему становятся интересны внутренние связи явлений и прежде
всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны
лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.
Отвечая на вопрос ребенка, не
пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь
сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто
рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась
молния, достаточно ответить: "Тучи столкнулись друг с другом", - не вводя
понятие статического электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным
с научной точки зрения и содержать достоверную информацию. Дети пробуют
выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырехлетний малыш
стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам
спрыгивает с дивана и задает вопрос: "Так это что, все будет вниз падать, если
его отпустить?".
Внимательно выслушивайте все
рассуждения и не торопитесь вносить в них свои корректив. В этом возрасте важна
не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать. Проявляйте
уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при
обсуждении мыслей ребенка недопустимы.
У некоторых детей негромкая речь "для
себя" - так называемое "приборматывание" по ходу деятельности, ярко выраженное в
младшем возрасте, еще сохраняется. Она помогает малышу организовать и
спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко
проговаривать свои действия в ходе работы.
Наряду с интересом к реальным
причинным связям явлений ребенок четырех лет обретает способность воспринимать и
воображать себе на основе словесного описания различные миры - например, замок
принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т.п. Игра в бытовую
ситуацию - поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи -
воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное,
воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует
активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не
заменяют друг друга.
Читайте и рассказывайте детям сказки.
Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества).
Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает
воображение детей.
В сказках даны эталонные представления
о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка
способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо
выделены хорошие и плохие герои.
Дети этого возраста обожают
переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше
разнообразной одежды, перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые
можно использовать для игры в "волшебный мир". Некоторые дети с удовольствием
представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.
Эмоциональные реакции в этом возрасте
становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко
утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей
физической выносливостью). В целом четырехлетка - жизнерадостный человек,
который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.
Сверстник становится интересен как
партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть.
Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем,
какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не хотят играть с девочкой,
которую постоянно ругают за то, что она медленно есть, хотя это обстоятельство
не имеет отношения к ее возможностям как игрового партнера.
Негативные оценки можно давать только
поступкам ребенка, а не ему самому, и только "с глазу на глаз", а не при всех.
Дети играют небольшими группами от
двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким
образом появляются первые друзья - те, с кем у ребенка лучше всего налаживается
взаимопонимание.
Четырехлетние дети обожают путешествия
и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской
площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и "пикники".
Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания
необычной архитектуры, памятники красивые уголки природы. Выходите, если есть
возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте
представления детей о труде взрослых. Проводите "экскурсии" на стройку, в
магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т.п.
После четырех с половиной лет многие
начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно
процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее
научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания
и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.
Недостатки воспитания к этому возрасту
оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно
корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его
личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом,
"пожадничал", он должен сам понять это, но ни в коем случае не обобщайте, не
называйте его жадным.
|