Ребенок пытается
восстановить линию собственной жизни, вспомнить, как он был маленьким, задает об
этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал. Логически выяснение
подробностей своей биографии приводит к вопросу: "Откуда я взялся?" Именно в
этом возрасте разумно планировать работу по знакомству ребенка с его семейным
(генеалогическим) деревом, строить представление о его родителях.
Отвечая на вопрос
"откуда я?", помните, что пятилетний ребенок спрашивает вас не о зачатии,
развитии и рождении его физического тела, а именно о "Я". Рассказывайте детям о
циклах жизни в мире живой природы.
Именно в этом
возрасте у некоторых возникает вопрос о том, что значит умереть, и появляется
страх смерти. Многие дети боятся не столько того, что они сами могут умереть,
сколько смерти родителей. Некоторые живо представляют себе погребение, их
пугает, что человека закапывают в землю и т.д. Как мы видим, детей волнуют
важнейшие вопросы жизни. Однако в отличие от непосредственных трехлеток они уже
умеют сдерживать свои чувства и произвольно контролировать свое поведение. Им
очень нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие их темы.
Делать это следует в спокойной обстановке и наедине. Выделяйте время для того,
чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним "о жизни".
Пятилетний
возраст - время идентификации со взрослыми того же пола. Девочки относят себя к
группе женщин, мальчики - мужчин. Это подходящий период для того, чтобы приучать
детей к традиционным видам мужского и женского бытового труда: мальчик с
удовольствием будет помогать папе в гараже, девочка - маме на кухне. Отметим,
что раньше дети после пяти лет нередко оставались дома следить за младшими
братьями и сестрами и рассматривались родителями уже как помощники по хозяйству.
Мальчики особенно
нуждаются в том, чтобы мамы и бабушки, а также воспитательницы видели и
подчеркивали их мужское начало, видели в них опору, защитников и помощников.
Девочки нуждаются во внимании и заботе, похвале со стороны отцов и дедушек, а
также педагогов-мужчин.
В День защитников
Отечества и 8 Марта продумайте, как отметить прежде всего именно детей. Во
многих странах существуют праздник мальчиков и праздник девочек.
В ходе наблюдений
за окружающей жизнью, слушая сказки, смотря фильмы, дети активно строят образ
себя в будущем. Содержание этого образа у современных детей специфично. Они
зачастую не имеют представления о том, чем будут заниматься. А фиксируют то, что
они будут иметь: дом, машину, собаку, девочки - наряды. Необходимо говорить с
детьми об их планах, больше слушать, чем давать рекомендации.
Становятся видны
склонности и интересы ребенка. Сверстники становятся все более значимы для него.
Психологическую поддержку ребенок теперь может получить не только от взрослого,
но и от друга. Впереди начало нового ответственного этапа в жизни ребенка: скоро
он пойдет в школу.
|